Быть может, в работе Вам что-то поможет,
А что-то заставит Вас вдруг улыбнуться.
И Вы захотите снова вернуться

пятница, 10 августа 2012 г.

Портфолио учителя или папка достижений




Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. (Словарь иностранных слов).
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфолио может представлять собой:
- Визитную карточку , т.е совокупность сведений о человеке, организации
- Досье , т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы и специалиста.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или представитель методического объединения.
Портфолио состоит из следующих разделов:
  • Общие сведения об учителе;
  • Результаты педагогической деятельности;
  • Научно-методическая деятельность;
  • Внеурочная методическая деятельность;
  • Учебно-материальная база.
Общие сведения об учителе. Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях.
  • Фамилия, имя, отчество, год рождения;
  • Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  • Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма; 
  • Дипломы различных конкурсов;
  • Другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Результаты педагогической деятельности В этот раздел помещаются:
  • Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  • Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
    • Контрольных срезов знаний;
    • Участия воспитанников в школьных и городских олимпиадах, конкурсах;
  • Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
    Наличие медалистов;
  • Поступление в вузы по специальности и т.п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Научно-методическая деятельность.
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
  • Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
  • Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;
  • Материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.;
  • Работа в методическом объединении, сотрудничество с городским методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
  • Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  • Участие в методических и предметных неделях;
  • Организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
  • Проведение научных исследований;
  • Разработка авторских программ;
  • Написание рукописи кандидатской или докторской диссертации;
  • Подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
  • Другие документы.
Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит документы:
  • Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  • Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  • Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видео­кассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  • Программы кружков и факультативов;
  • Другие документы.
Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
  • Список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  • Наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  • Наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
  • Аудио и видеопособия;
  • Наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  • Измерители качества обученности учащихся;
  • Другие документы по желанию учителя.
Презентация портфолио
Презентация (от лат. presentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо. (Словарь иностранных слов).
Форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый учитель представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и других.
Защита портфолио
Защита портфолио проводится публично на открытом заседаний экспертной группы (с согласия аттестуемого – на семинаре, «круглом столе»).
Защита портфолио проводится в несколько этапов:
1. Презентация портфолио
2. Ответы на вопросы по существу представленных документов
3. Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу
4. Пояснение аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов
5. Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы
6. Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы

  
Портфолио
учителей общеобразовательных учреждений

Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени (за последние  4  года).
Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Структура портфолио:
1. Титульный лист: фамилия, имя, отчество учителя,
полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель, преподаваемый предмет, название ВУЗа, оконченного учителем; стаж работы в данном образовательном учреждении; имеющиеся награды; квалификационная категория; указание классов, в которых работает учитель; классное руководство; указание периода за который представлены документы и материалы;
личная подпись учителя. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера .
Раздел I . "Официальные документы"
1. В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы но получение) и т.д.
2. Перечень документов заверяется подписью директора школы и печатью школы.
Название документа
Содержание
Кем выдан
Когда выдан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке…
1
Название методического объединения или кафедры, в котором работает учитель.
Тема, над которой работает структура
Тема, над которой работает учитель в рамках этой структуры
Сроки работы
 
 
 
 
 
2
Название творческой группы, в которой работает (работал) учитель.
Тема, над которой работает группа
Тема, над которой работает учитель в рамках группы
Сроки работы
3
Систематичность повышения квалификации

Название курсов повышения квалификации
Количество часов аудиторных занятий
Сроки
Вид полученного документа
 
 
 
 
 
4
Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования

Название курсов профессиональной переподготовка или получения дополнительного образования
Количество часов аудиторных занятий
Сроки
Вид полученного документа
5
Обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и научного звания.

Название вида обучения
Количество часов аудиторных занятий
Сроки
Вид полученного документа

Раздел 3. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
1
Наличие собственной системы методических разработок

Название работы
Тема
Объем в пл.
Время написания
 
 
 
 
 
2.
Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей

Название работы
Тема
Объем в пл.
Время написания
Орган издания
 
 
 
 
 
 
3
Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок

Форма представления опыта
Тема
Уровень (школьный, муниципальный, региональный..)
Сроки
Наличие отзыва
 
 
 
 
 
 
4
Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов

Вид творческой работы
Тема (направление, идея…)
Наличие отзыва
 
 
 
 
5
Участие в инновационной деятельности

Форма участия
Содержание работы
Результативность работы
 
Раздел 4. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Название конкурса
Сроки
Результат
1
Участие в профессиональных конкурсах в образовательном учреждении
 
 
 
 
2
Участие в муниципальных профессиональных конкурсах
 
 
 
 
3
Участие в региональных профессиональных конкурсах
 
 
 
 
4
Участие во всероссийских профессиональных конкурсах
 
 
 
 
 
 
 
 
5
Участие в международных конференциях, конкурсах, проектах
 
-
 
 
 
-
 
 
 
-
 
 
 
Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Название используемой технологии
Классы (группы) в которых используется технология
Обоснование применения.
Имеющийся или прогнозируемый результат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 6 . Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние три года
6.1 Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Направления педагогического анализа
1.
Анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года ( Соответствие знаний, умений учащихся государственному образовательному стандарту, Качество обученности (количество детей, обучающихся по предмету на «4» и «5»). Соответствие полученного результата возможностям учащихся)
2.
Педагогический анализ участия детей в олимпиадах и конкурсах
3.
Анализ участия детей в научно-практических конференциях муниципального, регионального, российского уровней
6.2 Результат внеурочной деятельности по преподаваемым предметам

Направления описания
1
Описание системы внеурочной деятельности по предмету (показ ее компонентов, содержания, используемых технологий)
2
Описание результативности системы внеурочной деятельности по предмету в аспектах личных достижений учителя, личных достижений учащихся.
6.3 Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя

Направление педагогического анализа
1.
Описание системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы.
2.
Анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах:
динамика уровня воспитанности,
коммуникативной компетентности учащихся;
участия детского коллектива в реализации социально – значимых инициатив.

3.
Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообщества

Раздел 7. Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах.
В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней об учителе, отзывы коллег, родителей, выпускников, данные внутришкольного мониторинга качества образования, реализуемого учителем.